#нам100лет
+7(473)206-77-77, 206-77-78

Становление завода: 1928 – 1941 г.

Становление завода: 1928 – 1941 г.

12 февраля 1927года Президиум ВСНХ РСФСР удовлетворяет ходатайство Воронежского ГСНХ о сдаче в аренду площадей бывшего кабельного завода, акционерному обществу «Мельстрой», для организации производства сельскохозяйственной техники.
01.jpg   Это время считается переломным в становлении молодой Советской республики. Подъём промышленности, курс на индустриализацию. Повсеместно проводится коренная реконструкция существующих промышленных предприятий, строительство новых фабрик и заводов. События 1927 года в Воронеже - звено из этой цепи.
   Принимается решение – на площадях бывшего кабельного завода Петичева построить завод «Триер» для выпуска зерноочистительных машин. Завод надо было не просто пустить в эксплуатацию, но практически отстроить заново, оснастить необходимым оборудованием, собрать квалифицированных специалистов.
   Всё это удалось сделать в течение 1927-1928 годов. По советской традиции к 7 ноября 1928 года завод «Триер» был пущен в строй.
   9 ноября 1928 года на заводе состоялось торжественное заседание с участием секретаря Воронежского обкома партии Варейкиса И.М., посвящённое этому событию. коммуна-1.jpg

коммуна-2.jpg
      Перед коллективом ставится сложнейшая задача в кратчайшие сроки обеспечить сельское хозяйство отечественной зерноочистительной техникой.
   Заводчане успешно справляются с этой задачей. Уже к декабрю1928года было выпущено 300 триеров. Заводскими инженерами разрабатывается собственная конструкция триера, во многом улучшенная по сравнению с импортными образцами.
   Модель ТП-400, образца 1927-28 годов – малогабаритный ручной триер, цилиндрического типа, предназначенный для очистки пшеницы. Доработанные, в дальнейшем, модели могли быть использованы для очистки других зерновых культур и даже льна.
   Рассматривая работу «Триера» комиссия НК РКИ СССР пришла к однозначному выводу «… конструкция триера Воронежского завода удовлетворительна и является новой и оригинальной…».
   Улучшалось качество, постоянно росло количество выпускаемых машин. В 1929 году потребителям отправлено 23400 штук.
   Эти темпы не снижались и в последующие годы, что позволило уже к 1930 году закрыть внутреннюю потребность страны за счёт продукции Воронежского завода «Триер». Качество машин уже позволяет отправлять их на экспорт. Те страны, которые раньше поставляли зерноочистители в Советскую Россию, теперь с удовольствием брали их у нас.
   За достигнутые успехи, досрочное выполнение заданий первого пятилетнего плана и образцовую организацию социалистического соревнования в октябре 1930года заводу присваивается имя Иосифа Сталина.
   А страна уже ставила новые задачи. Масштабная индустриализация выявила и слабые места в народном хозяйстве. В частности не хватает энергетических мощностей для производства электроэнергии, плохая коммуникация. Причина – нет транспорта для перемещения грузов в больших масштабах. Почти полное отсутствие электричества в деревнях и сёлах. И завод включается в решение этой новой не простой задачи. Постановлением президиума ВСНХ СССР 15 ноября 1930 года завод переводят в ведение Всесоюзного Объединения  Тяжёлого машиностроения. Коллективу завода поручается освоить производство дизелей для нужд малой энергетики и речного флота.
   Новая страница в истории завода, теперь уже Дизельного завода имени Сталина.
Дизель-завод.jpg
   Выпуск триеров был прекращён в первой половине 1934года. На смену им пришли судовые и стационарные дизели системы «Дейтца» мощностью 25 л/с в цилиндре. Первый дизель был изготовлен к 1 мая 1932года. Начиная с1933 года был освоен  дизель советской конструкции 19/32 мощностью 35 л/с в цилиндре. Дизель мощностью 140 л/с был выпущен 7 ноября 1933 года.
   На 1.01.1936 года среднегодовая численность по предприятию составляла 917 человек, основных средств было 4959000 рублей. Валовая продукция в отпускных ценах за 1935 год – 8617000 рублей, выработка главнейших изделий в натуральном выражении за 1935 год (дизеля)-393 штук (18045 л/c).
   Кроме основной продукции, в 1937 году было освоено производство корпусов 76 миллиметровых снарядов. В этом же году на заводе создаётся цех по ремонту 45 миллиметровых противотанковых пушек.
   Конец 30-х годов. Непростая международная обстановка. Военные конфликты на востоке. Неспокойно и на западных рубежах. Германия не может и уже не хочет оставаться в рамках Версальского договора. Неизбежность новой большой войны буквально витает в воздухе. Советский Союз вынужден увеличивать темпы производства в военной промышленности. Всё больше и больше выпускается продукции военного и двойного назначения.
обяз.jpg
   Коллектив завода, успешно выполняющий все задания партии и правительства, технически грамотный, не мог остаться в стороне. В 1940 году происходит очередной крутой поворот в долгой и славной истории завода. 26 июля этого года постановлением Комитета обороны при Совете Народных Комиссаров СССР дизельный завод передаётся в ведение Народного комиссариата авиационной промышленности. Новая задача – выпуск лёгких авиационных двигателей М-11.
   В очередной раз меняется и название завода. С 1940 года это филиал Воронежского авиамоторного завода №16, передавшего сюда производство поршневых двигателей. С марта 1941 года самостоятельное предприятие – завод №154.
диз.jpg
В дальнейшем коллектив завода «Триер» дал путёвку в жизнь новым предприятиям.   На базе завода в последующем были образованы: собственно, «Воронежсельмаш», «Воронежский механический завод», бывшие «триеровцы» во многом помогли становлению авиационного завода в Ташкенте. Эти предприятия создавались людьми, начинавшими свою трудовую деятельность и получившими высокую квалификацию на заводе «Триер». Теперь они делают самолеты и участвуют в запуске космических кораблей. Потомки этих людей работают и на современном «Воронежсельмаш» и выпускают не менее сложную и наукоемкую продукцию.
Первый директор завода – Кулагин А.И. (1928-1929). После его трагической смерти коллектив возглавил Степан Яковлевич Душкевич (1929-1930),при котором завод «Триер» вышел на передовые позиции по производству зерноочистительной техники.
Козьма Григорьевич Акимов (1930-1934) и Пётр Петрович Александров(1934-1937) не менее успешно решали задачи выпуску дизелей для Советской республики.
Репрессии тридцатых годов не обошли теперь уже дизельный завод им. Сталина. В течение шести месяцев 1937 года сменилось три директора (Лясин, Валенков, Тютчев).
После этих событий директором назначается Бритиков Даниил Михайлович, в 1938 году его сменяет Максимов Александр Алексеевич который руководил предприятием до 1940 года. На короткий срок должность директора занимает Суслов Виктор Павлович.
В 1940 году директором завода становится Морозов Дмитрий Арсентьевич, при котором начинается выпуск авиационных двигателей и который организовывал переезд и работу завода в г. Андижан уже в условиях военного времени.
порядок-дня.jpg


          
Промо-сайт ОВС 25
Промо-сайт зерносушилок